Предприятие ОПТОН: кованые изделия

Художественная ковка: история

художественная ковка: Бельведер

Ворота сада замка Бельведер. Вена, конец XVIIв.

художественная ковка: рококо во Франции

Ворота церкви Сен Жерве. Париж. Стиль Людовика XV

Из истории художественной ковки.

«..
Уже во второй половине 17 века у Европы в области кузнечного художественного творчества появляется единая «законодательница мод» – Франция. С восшествием на престол Людовика 14 (1638-1715) во Франции начинается период расцвета абсолютной монархии. С возникновением мануфактур появляются первые признаки капиталистического предпринимательства. В искусстве и художественных ремеслах воцаряется новый стиль – барокко, который своей пышностью, торжественностью и чрезмерностью как нельзя лучше отражает господство абсолютизма. В начале 18 века «французский вкус» распространяется по всей Европе и становится самым модным и авторитетным на протяжении нескольких столетий.

Развитие кузнечного дела во Франции было тесно связано с оживлением строительства, поэтому французские кузнецы 17-18 веков работали в тесном контакте с архитекторами. Более того, часто бывало так, что кузнец отталкивался от проекта, предложенного архитектором, к которому было необходимо приспособить технику ковки. Главный акцент в кузнечном деле эпохи барокко делался не на технике ковки, которая оставалась прежней. Новшества касались главным образом стилевых особенностей кованых изделий. Основным элементом решеток в стиле барокко был акантовый лист, сопровождавший круглые и скрученные в спирали прутья. Не отказалось барокко и от средневековых четырехгранных и плоских прутков, которые теперь использовались по-новому. Отдельные прутья не пересекались, а лишь соприкасались друг с другом. Линии прутьев стали кривыми и нередко С-образно закручивались.

...
Масштабные изменения коснулись внешнего облика Вены, столицы габсбургской монархии. Появление новых роскошных построек способствовало развитию художественных ремесел. Государственные и общественные здания столицы украшались коваными решетками на балконах, люнетах и парапетах. Венец венской архитектуры эпохи барокко – дворцовый комплекс Бельведер, построенный по проекту архитектора Л. Хильдебрандта в 1693-1724 гг. Для украшения замка и придания ему показной роскоши среди прочих декоративных приемов были использованы кованые изделия.

Ближе к середине 18 века происходит постепенное отмирание стиля барокко и замена его на новое стилевое направление – рококо. Распространение рококо также началось с Франции, где его господство пришлось на непродолжительный период правления Людовика XV и Людовика XVI. Первые приметы стиля появились уже в эпоху Людовика XIV (например, в работах Р. де Кота и Л. Фордена). В эпоху рококо декоративный фактор становится доминирующим, подавляя конструктивность изделия. Производство решеток отошло на второй план, уступив место изготовлению балконов, перил, фонарей, домашней мебели, ажурных деталей украшения интерьера, а также похоронных принадлежностей, в которых стиль рококо удачно сочетался с элементами прежних стилей.

Художественные изделия в рокальном стиле отличала подчеркнутая асимметричность, дробность и одновременно легкость и изящность за счет уменьшения толщины элементов. Расположение S- и C-образных кривых, а также их взаимное соединение стало более свободным. Пустоты между тонкими прутками обильно заполнялись всевозможными гирляндами, букетами, фестонами. Акантовый лист продолжал оставаться основным элементом орнамента, только теперь к нему присоединился еще один типичный для рококо мотив – раковина. В изделиях кузнечного ремесла мотив раковины появился позже, чем в интерьере. В целом, можно сказать, что в эпоху рококо наблюдалось затухание кузнечного ремесла. Кованые изделия потеряли свое композиционное значение, превратившись лишь во вспомогательный элемент.

Одновременно с барокко в эпоху правления Людовика XIV появился еще один стиль, который достиг своего наивысшего расцвета лишь в конце 18 века. Речь идет о классицизме и его завершающей стадии – ампире(1-я половина XIX в.). Первые признаки перехода к классицизму появились на закате рококо. Окончательно новый стиль был сформулирован в 1757г. Бономом. В области художественной ковки – это 70-е годы 18 столетия, эпоха правления Людовика XVI. Сам французский монарх был страстным любителем кузнечного дела. В королевской резиденции он организовал собственную кузнечную мастерскую, где пропадал целыми днями. В остальной части Европы классицизм появился примерно в то же время, что и во Франции – в последней четверти 18 века. …

Основой для возникновения ампира послужили раскопки в Помпеях, возродившие интерес к античной культуре. Кузнечные изделия периода классицизма отличают простота, лапидарность, четкость линий, строгая симметрия и преобладание геометрических фигур. Наряду с барочными элементами (акантовым листом, фестонами, цветами, лавровыми листочками) распространены окружности, венки и меандры. В орнаменте преобладают прямые гладкие прутья, соединенные попарно. Часто встречаются парные волюты эллиптической формы, тянущиеся параллельно друг к другу и на концах сваренные и скрученные в простую улитку. В середине волюты обычно располагается цветочный мотив из акантовых листьев.


Процесс промышленной революции привел к значительным изменениям во многих сферах производства. Усовершенствование технологии чугунного литья вытеснило достаточно дорогую и трудоёмкую художественную ковку. До начала 19 века технику литья использовали для получения грубых каминных и печных плит, подставок печей и иных нагревательных приборов, горшков, реже надгробных плит. Но уже в первой четверти 19 столетия из чугуна начали отливать такие различные декоративные изделия, как балконные решетки. перила, парковые ограды и канделябры, сначала в литейных мастерских, а затем и в промышленных условиях – на заводах Германии, Австрии, Венгрии и Чехии.


Подобно прочим ремеслам, художественная ковка на протяжении 19 века переживала тяжелые времена. Традиционные способы обработки металла были забыты или сознательно заменялись менее трудоемкими. В ущерб качеству сварка заменялась пайкой, толстые прутья соединяли грубой клепкой, а декоративные листья не отковывали, а просто вырезали из металлического листа, подходящего по толщине. Квалификация кузнецов стремительно падала.

Первые признаки возрождения интереса к ремеслам появились в конце 19 столетия. Значительную роль в этом процессе сыграли всемирные выставки, на которых экспонировались произведения художественных ремесел. В Англии возникло движение прерафаэлитов, появились объединение У.Морриса и «Движение искусств и ремесел», которые заложили основы нового стиля – модерна, возникшего на рубеже 19-20 веков и просуществовавшего примерно до 1914 года.

Модерн отличался повышенной декоративностью, базировавшейся на плавных, причудливо изогнутых линиях, вычурных растительных и животных орнаментах. Для форм модерна была характерна подчеркнутая асимметрия, при которой, тем не менее, создавалось впечатление гармоничной композиции. Основополагающим понятием модерна и его главной приметой была стилизация. Художник брал природную форму и подвергал сознательной стилизации, после которой ее практически невозможно было узнать. Стилизовалось практически все. Благодаря модерну границы между отдельными видами искусства стали проницаемыми, а то и вовсе исчезли. Благодаря модерну художник-прикладник (ремесленник) встал на одну ступень с художником-монументалистом.

Эпоха расцвета художественных ремесел стала временем расцвета и кузнечного дела. Снова вошли в почет ручная работа и традиционные способы обработки металла, которые подчинялись новым задачам. Вернулись сварка, пайка, клепка и продевание. Металл всех сечений обрабатывали исключительно в нагретом состоянии. С целью усиления художественной выразительности изделий художники-прикладники использовали комбинацию различных металлов. При этом основа всегда была железной. Художников-модернистов отличало внимательное и уважительное отношение к пластическим свойствам материала.

..»

Логинов В.П., Боброва В.В. Секреты кузнечного мастерства.