Предприятие ОПТОН: кованые изделия

Художественная ковка: история

художественная ковка : 'червонка'художественная ковка : 'червонка'

"червонка"

история художественной ковки: решетка Летнего сада

классицизм: решетка Летнего сада

история художественной ковки: стиль модерн

стиль модерн: ограда дома №2 в Рюмином переулке

Из истории художественной ковки: Россия

На протяжении нескольких веков любимым элементом русских кузнецов оставалась "червонка" -- симметричная сердцевидная фигура. Нередко она была основой всей композиции церковной ограды. Иногда "червонка" украшается дополнительными листьями и завитками, вытягивается или сплющивается, теряя свою ясную изначальную форму. Мотив "червонки" был популярен не только в XVII или в XIX веке, к нему часто возвращаются и современные мастера.

Во второй половине XVII века в царствование Алексея Михайловича русские кузнецы начинают следовать западноевропейским образцам. При заказе каких-либо кованых изделий так и оговаривалось: "по заморскому образцу, тою же мерою". Среди кузнечных работ этого направления особо выделяется так называемая "Золотая решетка" Московского кремля (рис. 2-2, 2-3). Она была установлена на дверях Теремного дворца, через которые царь проходил из своих покоев в домовую церковь. Это была яркая, красочная "царская" решетка, покрытая позолотой. Между витками спиралей были вплетены фантастические звери, птицы, рыбы и скоморошьи головы, окрашенные в синие, зеленые и ярко-оранжевые цвета. Орнамент "Золотой решетки" был очень популярен в Москве и многократно повторялся вплоть до наших дней.

Кузнечные изделия периода классицизма отличают простота и четкость линий, строгая симметрия и преобладание геометрических фигур. Решетка Летнего сада со стороны Невы считается одной из лучших среди декоративных оград мира. По проекту архитекторов Фельтена и Егорова ее отковали тульские мастера.

Стиль модерн, возникший в конце XIX века и просуществовавший до 1-й Мировой войны, был одним из самых изысканных стилей в истории кузнечного ремесла. Модерн отличался повышенной декоративностью, базировавшейся на плавных, причудливо изогнутых линиях, на вычурных растительных орнаментах. Линия в модерне играла огромную роль. Она была своеобразным художественным языком стиля. Во времена модерна для соединения звеньев композиции уже нередко применяется сварка.

100 code -->