Предприятие ОПТОН: кованые изделия

Художественная ковка: история

Технология ручной ковки.   рис.1: кузнечный горн открытого типа

рис.1: кузнечный горн
1- труба для подачи воздуха
2 - чугунная чаша с решеткой
3 - вытяжной зонт

Технология ручной ковки.   рис.4: двурогая наковальня

рис.4: двурогая наковальня.
рис.5: 1-кузнечный молоток; 2-кувалда

Технология ручной ковки: кузнечные зубила

рис.6: кузнечные зубила (1 - 3) и пробойник
рис.7: подкладной инструмент:
1- обжимки 2,3- подбойники, 4- гладилка

рис.11

Технология свободной ручной ковки.

Испокон веков кузнечное ремесло ассоциировалось с магией. Да и как могло быть иначе, если в кузнице бесформенные куски железа превращались в вещи неописуемой красоты. Мы попробуем хотя бы кратко познакомить вас с некоторыми приемами этого магического искусства.

Прежде всего, металл надо нагреть до температуры свыше 1000 градусов. Это делается в различных нагревательных устройствах, простейшее из которых -- горн. Для художественной ковки чаще всего применяются горны открытого типа. Они просты в обслуживании, удобны в работе, позволяют быстро нагревать заготовки любой длины и в любой их части (рис. 1).

Большинство кузнечных работ выполняют на наковальне, являющейся основным опорным инструментом. На рис. 4 показана двурогая наковальня массой до 250 кг. На лицевой поверхности наковальни выполняют одно или два углубления диаметром 12-15 мм для пробивания отверстий в заготовках и квадратное отверстие для установки различных подкладочных приспособлений (нижников). Верхняя часть наковальни называется наличником и имеет гладкую закаленную поверхность. Устанавливается наковальня на массивную деревянную колоду так, чтобы наличник был на высоте 70-80 см от уровня пола. Ударные инструменты - это кувалды массой от 2 до 16 кг и кузнечные молотки (ручники) массой от 0,5 до 2 кг (рис.5). Для обрубки металла применяют зубила. Кузнечное зубило отличается от слесарного тем, что имеет отверстие для рукоятки (всад). Для пробивки отверстий различной формы служат пробойники с круглой, квадратной или прямоугольной рабочей частью.(рис.6)

Не обойтись кузнецу и без подкладного инструмента. Его подставляют под ручник или кувалду при выполнении определенных операций. В качестве парного подкладного инструмента для придания заготовкам необходимой формы (цилиндрической, призматической или другой) применяют обжимки, а для ускорения протяжки металла - подбойники (рис.7). Высадку головок болтов, гвоздей и заклепок выполняют на специальных досках с отверстиями - гвозильнях. Для изготовления завитков, меандров и кривых из прутков и полос, а также деталей из листового материала применяют различные профильные и фасонные оправки, плиты с пазами, вырезами и отверстиями для штырей (рис.8).

При выполнении кузнечных операций изделия держат кузнечными клещами с губками различной формы (рис.9).

Еще один вид кузнечных работ - кузнечная или горновая сварка. Этот способ соединения элементов, широко применявшийся в былые времена, теперь используют очень редко, в основном, при реставрационных работах. Суть кузнечной сварки состоит в следующем. Если достаточно сильно нагреть два куска металла (до так называемого сварочного жара) и, положив один на другой, проковать, то можно соединить их в один. Во время нагрева металл покрывается окалиной. Поэтому нужно нагреть металл так, чтобы эта окалина расплавилась, а затем при проковке она частично выдавливается. Приведем еще два примера технологии кузнечных работ.

Наверное, самой традиционной работой кузнеца на протяжении столетий было изготовление подков (рис.10). Что представляет собой подкова? Это железный профиль, загнутый по форме копыта лошади. Верхняя сторона подковы, обращенная к копыту лошади, имеет отворот, нижняя, соприкасающаяся с землей, -- шипы. Передний шип называется зацепным, а два задних - шпоровыми. Кроме того, у подковы есть гвоздевые отверстия, и с нижней стороны - бороздка для головок гвоздей.

Для изготовления подковы берут полосовой металл и сгибают одну ветвь, пробивают дорожку и отверстия для гвоздей. Затем после второго нагрева сгибают вторую ветвь и пробивают дорожку и отверстия. После этого отгибают задние шипы и оттягивают отворот. Пробивают отверстие под передний шип, который отковывается отдельно. Затем этот шип со штифтом вставляют в отверстие и расклепывают. Высота шипов обычно равняется толщине подковы.

А вот как выглядит процесс изготовления самой простой решетки. Фрагмент решетки состоит из рамки, в которую вделаны две волюты (рис.11).

Для изготовления волют берут полосовой или прутковый материал, отрубают зубилом или с помощью подсечки заготовку требуемой длины, которую гнут на коническом роге наковальни или на оправке по шаблону заданной формы. Концы волют необходимо оформить шариком или "лапкой". Квадратную рамку делают, изгибая полосу под углом 90 градусов и соединяя концы заклепками или кузнечной сваркой.

После того, как рамка будет готова, в нее вставляют откованные волюты и соединяют их с рамкой с помощью заклепок, а места соединений закрывают тонкой скобой - перехватом (рис. 12).

Современная художественная ковка включает весь арсенал приемов ручной ковки, и в то же время условия работы современного кузнеца значительно изменились. В наши дни кузнецы используют для заготовок, практически, только сортовой прокат различных сечений из конструкционных и легированных сталей. Применяются пневматические молоты, а для соединения элементов - дуговая и газовая сварка, что дает кузнечным изделиям новое качество.